+7 495 922-60-99
Мы работаем со всеми регионами

Итоги конференции по гос.закупкам

Основные направления развития законодательства о закупках. Взгляд экспертного сообщества.

10 декабря 2015 года в Москве успешно прошла III Международная конференция по гос.закупкам. Тема одного из ведущих профессиональных форумов уходящего года была сформирована злободневно: Власть и Бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов.

 

 

В конференции приняли участие эксперты, государственные заказчики, участники торгов, представители контролирующих органов и научного сообщества.

Тендерное бюро В.А.Кожухова подготовило аналитический обзор по итогам мероприятия. Мы приведем некоторые интересные тезисы и предположим основные направления развития законодательства в сфере гос.торгов на ближайшее время.

 

image4 (1)

 

Электронные площадки

Александр Браверман, Председатель правления Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства высказал мнение, что электронных площадок должно быть меньше. Не обязательно 5 федеральных площадок, но и, с другой стороны, не больше 50ти. В настоящее время, торги по 223-ФЗ могут быть размещены на любой коммерческой торговой площадке.

Проблематика состоит в том, что требования к аккредитации устанавливаются каждой площадкой самостоятельно. Условия участия в торгах на площадке могут быть выражены в твердой сумме или процентном соотношении от выигранного тендера. Зачастую крупная гос.корпорация создает собственную площадку. На взгляд г-на Бравермана слишком большое количество «карманных» площадок отталкивает бизнес от госторгов. Мы предполагаем, что сферу бизнеса электронных площадок ждут серьезные реформы.

 

Региональные власти и контроль закупок

Государственные и муниципальные закупки в г. Москве идут на шаг впереди. Москва часто выступает новатором в сфере регулирования закупочных процедур. Затем успешные практики воспринимаются и реализуются в других регионах нашей страны.

Ирина Яровая, депутат Государственной думы РФ и председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции высказалась в пользу развития предварительной оценки обоснованности закупок. Аналитика и контроль закупок до этапа их размещения выступает фактором сохранения и экономии госбюджета.

Скорее всего в регионах будут формироваться специальные комиссии на различных уровнях органов исполнительной власти. На данные комиссии будут возлагаться функции контроля и согласования закупок. Уровень контроля будет зависеть от начальной (максимальной) цены закупки.

Так, например, в Москве существует экспертиза закупок с начальной ценой от 10 млн. руб. Закупки с максимальной стоимостью свыше 50 млн. руб. проверяются двумя организациями. При стоимости 100 млн. руб. выступает еще одна специализированная организация. Все  закупки свыше 500 млн. руб. попадают на прямое согласование к мэру Москвы.

Интересным представляется опыт Татарстана в области регулирования излишних закупок. Антон Гетта, член Президиума ОПОРА России и Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» представил подход, реализованный в данном регионе. Татарстан лидирует по сокращению расточительных закупок. В частности, регламентированы уровень автомобилей, на которых могут ездить чиновники различного уровня и уровень рабочей мебели. Руководитель Тендерного комитета г. Москвы поддержал данную идею заявив, что роскошь в Правительстве Москвы недопустима.

Таким образом, упор делается на предотвращении «проблемы» и внесении корректировок уже на моменте планирования закупки.

В целом, минимизация излишеств чиновников является на данный момент трендом. Мы считаем, что работа в данном направлении будет усиливаться. Проект ОНФ позиционируется Президентом как рычаг общественного контроля над деятельностью исполнительных органов власти.

 

image3 (1)

 

Электронификация гос.закупок

Андрей Цариковский, зам.руководителя ФАС России выступил в пользу перехода на процедуру электронного конкурса. Сейчас торги в форме открытого конкурса проводятся только в бумажной форме. Интернет существенно повышает прозрачность государственных закупок.

Оптимальной была бы и электронизация не только заключения, но и исполнения контракта. Именно на этой стадии участники торгов зачастую сталкиваются с коррупционными проблемами со стороны Заказчиков. Это непринятие товаров, неподписание Актов выполненных работ, выставление дополнительных условия, задержка сроков оплаты за выполненные работы. Многие из перечисленных действий Заказчиков являются необоснованными, на что указал Максим Черемисов, директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ.

Мы, как эксперты, поддерживаем данное предложение. Следует перейти к этой системе, существенно повышающей конкуренцию и расширяющей возможности для контроля.

 

Расширение доступа малого бизнеса

Представители Федеральной антимонопольной службы традиционно выступили в пользу защиты малого и среднего бизнеса. А также, в пользу расширения доступа к государственным закупкам, в частности, в рамках 223-ФЗ.

Конкуренция является одной из системных мер борьбы с коррупцией. Кроме ФАС, эту точку зрения поддержал Максим Рохмистров, аудитор Счетной палаты.

Анжела Руссо, представила опыт Италии по преодолению региональных различий. Так, в Итальянской республике компании юга страны эффективно работают в Северной Италии. В России пока сохраняется сильная фрагментарность участия в гос.торгах. Многие компании работают в узких регионах, не осмеливаясь выходить на окружной и федеральный уровень.

В настоящее время разрабатывается Портал поставщиков г. Москвы версия 2.0. В рамках работы этого портала необходимо расширить доступ малых предприятий. Сейчас постоянно обновляющиеся предложения крупных поставщиков переключают на себя внимание Заказчиков.

В целом была отражена полезность привнесения опыта и компетенций частных компаний в область публичных закупок.

 

Совершенствование законодательства

Согласно мировой практике, чем выше уровень коррупции, тем строже антикоррупционные законы. И наоборот, при снижении коррумпированности законодательство может давать послабления. Представляется, что федеральные законы будут дальше совершенствоваться. Учитывая высокий уровень коррупции в России будет сохраняться тренд в сторону ужесточения законодательства.

В частности, скорее всего будет реформироваться 223-ФЗ. На данный момент закон чрезмерно диспозитивный. По меткому выражению Максима Рохмистрова, он «рассчитан на людей с повышенным уровнем совести». Как результат — размещение бюджетных средств перетекает в 223-ФЗ.

Бизнес свидетельствует, что регулирование по 44-ФЗ удобнее, чем 223-ФЗ. Каждая корпорация устанавливает свои собственные правила. Так, некоторые корпорации (например АКБ Сухой) в своем Положении о закупках прямо допускают возможность наличия конфликта интересов между Участниками торгов и Комиссией по госзаказу.

Президент поручил исключить из участников торгов компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Тем не менее, по 223-ФЗ участие офшорных компаний все еще допустимо.

 

image2 (1)

 

Стандартизация закупок

В Москве сохраняется тренд на стандартизацию документации в сфере гос.закупок. В настоящий момент, по свидетельству Максима Решетникова, министра Правительства Москвы, решены следующие задачи. Существует типовой контракт, технические требования к продукции (в т.ч. Форма 2), требования к отбору поставщиков и Акт сдачи работ.

Предложено развивать электронную систему, которая позволяет вырабатывать типовую документацию по запросу любого гос.заказчика. Оптимальной является стандартизация минимальной стоимости закупаемого товара, ниже которой опускаться нельзя.

Согласно заявлению представителя Главного контрольного управления г. Москвы, недавно  в Москве введен в действие расчёт цены заявок по 223-ФЗ согласно методическим обоснованиям. Введена унификация требований в Форме 2 по 223-ФЗ. Разработано типовое положение о закупках. Изменение в положениях о закупках конкретных Заказчиков, работающих по 223-ФЗ допускается, но только по согласованию с контрольным органом.

Отличной идей было бы оценивать на системном уровне результативность контрактов. Насколько успешно решены задачи в рамках города или области. Насколько эффективно были израсходованы бюджетные средства.

Валентин Кожухов, руководитель Тендерного бюро выступил с предложением стандартизировать практику рассмотрения жалоб ФАС. Так, в некоторых случаях, комиссии ФАС принимают прямо противоположные решения в рамках одного территориального управления. Не говоря уже о несогласованной практики различных регионов России.

 

Совершенствование процедуры закупки

На настоящий момент до конца не регламентировано следующее звено — как происходит процедура закупки. Какие сроки вправе устанавливать Гос.заказчик, каковы должны быть условия оплаты и др. Елена Дыбова, руководитель группы «Честная и эффективная экономика» ОНФ обратила внимание на неурегулированность данных моментов. В частности, некоторые Заказчики устанавливают чрезмерно короткие сроки, в которые невозможно качественно выполнить работу или поставку.

Наличие подробного регламента в федеральном законодательстве позволило бы приблизиться к решению данной проблемы.

Сравнивая законодательство в области гос.торгов в различных странах мира, эксперты пришли к выводу, что наша страна лидирует в этой области. Тем не менее, несмотря на высокий уровень развития, предстоит немалое совершенствование этого законодательства в России.

Необходимо распространять успешные решения отдельных областей на все регионы нашей страны. Разработка подробных регламентов отдельных процедур позволит сделать существенный шаг к исключению волюнтаризма отдельных представителей органов власти. Обобщение практики рассмотрения жалоб контролирующих органов обеспечит предсказуемость действий всех участников государственных закупок и укрепит правопорядок.