+7 495 922-60-99
Мы работаем со всеми регионами

Протокол разногласий при заключении гос.контракта

Протокол разногласий представляет собой документ, в котором подробно прописываются подлежащие изменению пункты государственного контракта. Корректировка договора аргументируется ссылками на положения законодательства РФ. Как правило, это Гражданский кодекс.

Одним из удобных способов формирования протокола разногласий  является составление таблицы. При этом указывается старая и новая редакция пунктов договора.


Наиболее распространенные изменения гос.контракта:

  1. Корректировка объема пеней и штрафов, подлежащих истребованию от Подрядчика. При установлении неустойки должен быть соблюден принцип взаимности. Тем не менее, в проектах контрактов Заказчики зачастую устанавливают драконовские неустойки Подрядчику, забывая при этом о необходимости самодисциплины. Такое условие явно невыгодно Подрядчику, ведь те же сроки могут быть сорваны по причине действия (бездействия) Заказчика. Ссылаемся на ст. 333 ГК РФ.
  2. Исключение права Заказчика односторонним способом удерживать пени. В ином случае будет нарушен принцип равноправия сторон договора. Недобросовестный Заказчик воспользуется данным пунктом для вычета по своему усмотрению пеней из сумм, причитающихся к оплате Подрядчику. Ответственность сторон должна быть взаимной. Тем более, в законодательстве отсутствует положение о возможности одностороннего удержания пеней Заказчиком. Для обоснования позиции можно привести ст. 329, ст. 410, ст. 743 ГК РФ.
  3. Корректировка условий оплаты. Размытость формулировки играет против Подрядчика, поэтому обязанность по осуществлению платежа должна быть закреплена четко. Пример правильной формулировки, Заказчик оплачивает сумму, указанную в договоре, в течение 7 рабочих дней с даты завершения работ. Участник торгов должен понимать, что если в договоре прописана оплата «при наличии свободных средств у Заказчика», своих честно заработанных денег придется ждать долго. В контракте должна быть предусмотрена документальная процедура уведомления о завершении выполнения работ и подписания Акта. Законодательство — ст. 711, ст. 740, ст. 763 ГК РФ
  4. Включение в гос.контракт обязательств по согласованию сметной документации. На тендере почти всегда происходит снижение от начальной (максимальной) цены. Следовательно, смета на выполнение работ должна быть пересчитана. Порядок и конкретные сроки согласования сметной документации необходимо прописать в договоре. Основание — ч. 2 ст. 743 ГК РФ.
  5. Включение в договор четко прописанной процедуры приема-передачи объекта. В случае, если Заказчик не передал объект выполнения работ, возникает задержка старта. При сжатых сроках эта задержка может оказать серьезное влияние на то, успеет Подрядчик уложиться в требуемые сроки или нет. В тексте договора необходимо прописывать передачу объекта в течение срока N с момента подписания гос.контракта. Можно сослаться на ст. 747 ГК РФ.
  6. Включение в контракт условия, по которому Заказчик обязан принять оказанные услуги, поставленные товары или выполненные работы в течение конкретного срока со дня их завершения. Некоторые Гос.заказчики намеренно тянут с подписанием Акта приема-сдачи работ и затягивают оплату за надлежащим образом выполненный контракт. Оптимальным способом защиты интересов Подрядчика является включение в договор условия приемки работ в течение срока N после получения Письма о выполненных работах либо составление письменного мотивированного возражения. В случае отсутствия таких возражений в N срок, работы считаются принятыми Заказчиком. Работы должны закрываться по Актам КС-2, КС-3. В ином случае, недобросовестный Заказчик может потребовать неустойку за «невыполненные» работы. Аргументация — ч.1 ст. 753 ГК РФ.
  7. Гарантийные сроки. Согласно ст. 754 и ст. 755 ГК РФ гарантийный срок не может превышать 5 (пяти) лет. В течение этого срока Подрядчик обязан устранить дефекты своими силами и за свой счет.

 

Объем протокола разногласий зависит от исходного проекта гос.контракта, который анализируется юристами. Соответственно, это может быть 1-3 позиции, а может быть и 10-20 пунктов.

Протокол разногласий составляется в свободной форме. Тем не менее, в нем должно быть отражено:

  • Точная привязка к гос.контракту, о котором идет речь (номер, шифр, дата). Если вы ошиблись с реквизитами договора, следует понимать, что формально юридически к реально существующему контракту между вами и Заказчиком он отношения не имеет.
  • Дата подписания, наименование сторон, их подписи и печати. В ином случае протокол разногласий не может считаться заключенным.
  • Основная часть протокола — перечень пунктов гос.контракта по которым имеются возражения одной из Сторон и согласованный в конечном результате вариант.
  • В текст гос.контракта имеет смысл сделать запись о наличии протокола.

Таким образом, на стадии подписания контракта Участник торгов вправе работать с Гос.заказчиком на предмет соответствия условий выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг) требованиям законодательства России. Участник торгов вправе требовать, чтобы его условия контракта были не хуже условий, императивно закрепленных в Гражданском кодексе.

В рамках процедуры госзакупок разработка и согласование протокола разногласий является действенным инструментом защиты прав Участника торгов.